"Щуки", "Мессершмитты" и "Тигры": техника Великой Отечественной войны

  • Танки Т-26 на полуострове Средний во время Великой Отечественной войны
  • Штурмовик-бомбардировщик "Ил-2"
  • Танк Т-34 на улице Праги
  • Лидер "Ташкент"
  • Истребитель И-16 под крылом самолета ТБ-3
  • Автомобиль ГАЗ-М1 на улице Севастополя
  • Самолеты Ла-5 из эскадрильи "Монгольский арат"
  • Тяжелый танк ИС-2
  • Военнослужащие в исторической форме времен Великой Отечественной войны 1941-45 годов в кузове грузовика ЗИС-5
  • Немецкий танк "Тигр". 1943 год
  • Подводная лодка типа "Щ"
  • Машины ГАЗ-67 тянут по дороге артиллерийские орудия
  • Самолет Мессершмитт 109
  • Автомобиль ГАЗ-ММ
  • Немецкий легкий танк времен Второй мировой войны PzKpfw II
  • Немецкий автомобиль Opel Blitz Maultier. 1943 год
  • Немецкий самолет Юнкерс 88. 1942 год
  • Немецкий военный автомобиль Kubelwagen. 1943 год
  • Гвардейские крейсеры "Красный Кавказ" и "Красный Крым"
Вторжение гитлеровской Германии застало Красную Армию в процессе масштабного технического перевооружения. Прогресс - прежде всего, в танко- и авиастроении - шел настолько быстро, что вооруженные силы абсолютно всех воюющих стран оказались частично устаревшими по своему оснащению. Легкий танк Т-26 - основная ударная сила бронетанковых сил РККА в конце 1930-х годов, "звезда" фильма "Трактористы" - к 1941 году устарел и не мог, как более новые и мощные Т-34 и КВ, выигрывать танковые дуэли с силами вермахта. Большинство "двадцать шестых" не пережили первого военного года, но именно они, часто ценой жизни экипажей, закрыли врагу дорогу к Москве. На периферийных фронтах Т-26 служили и после 1941 года.
Разработанный в 1939 - 1941 годах бронированный штурмовик Ил-2 с пушечным вооружением конструкции КБ Ильюшина оказался одной из лучших боевых машин Второй Мировой войны - в своей категории он не знал себе равных в ВВС воюющих стран. До конца 1942 года Ил-2 выпускались одноместными - конструкторам не удалось вписаться в требования по дальности полета и скорости в двухместном варианте. Однако потери самолетов из-за отсутствия бортстрелка были достаточно велики, и в модификации Ил-2М двухместная кабина появилась, пусть и не защищенная полноценным бронекорпусом. Полноценная защита у второго члена экипажа появилась лишь в 1944 году, на модели Ил-10.
Красная Армия имела и лучший в мире средний танк Второй Мировой войны - Т-34. В ходе Великой Отечественной эта универсальная машина разработки Михаила Кошкина превосходила всех соперников по скорости, маневренности, проходимости. Броневая защита была также вполне приличной, а вооружение модернизировалось с повышением мощности - в конце войны на "тридцатьчетверку" ставили пушки калибра 85 мм. Т-34 был основным танком Советской Армии до конца 1940-х годов, а в некоторых армиях мира эти машины в строю по сей день.
Лидер эскадренных миноносцев - то есть очень быстроходный (42,5 узлов) и достаточно тяжело вооруженный корабль - был заказан ВМФ РККА в Италии в середине 1930-х годов и вступил в строй в октябре 1939-го, уже после начала Второй Мировой войны. Достройка и дооснащение продолжалось до июля 1941 года, когда прямо от стенки дока в Николаеве лидер начал боевую службу на Черном море. В 1941 годах на долю "Ташкента" выпали оборонительные и эвакуационные операции в Одессе, а 1942 год ознаменовался участием лидера в обороне Севастополя. Потоплен в ходе авианалета 27 июня 1942 года.
Советская авиация на момент начала Великой Отечественной войны также находилась в состоянии переоснащения. Так, основным истребителем ВВС РККА был И-16 конструкции Поликарпова - первоклассная боевая машина середины 1930-х годов, первый в мире скоростной истребитель-моноплан с убирающимися шасси. Этот истребитель, первый полет на котором совершил легендарный Валерий Чкалов, выпускался до самого начала войны, однако в воздушном бою проигрывал новейшим немецким машинам.
В бомбардировочной авиации дела обстояли еще более критично: аналогов "Летающим крепостям" и "Ланкастерам" американских и британских ВВС в Советском Союзе так и не было создано, тяжелых бомбардировщиков ТБ-7 было слишком мало, как и средних ДБ-3, Ил-4 и Ер-2. В первые же дни войны из резерва пришлось извлечь уже снятые с вооружения и превращенные в транспортники тяжелые бомбардировщики предыдущего поколения ТБ-3. Однако дневные вылеты этих тихоходных машин оказались катастрофическими (эпизод уничтожения звена ТБ-3 немецкими истребителями в июле 1941 года описан Константином Симоновым в романе "Живые и мертвые"). ТБ-3 могли нести на внешней подвеске истребители И-16 (так называемая система "Звено" Вахмистрова), в таком варианте бомбежка этими устаревшими машинами была более безопасной. Как ночной бомбардировщик, ТБ-3 успешно воевал до 1945 года.
"Эмка" - основной легковой автомобиль Горковского завода ГАЗ-М1 - выпускалась с 1936 по 1946 год, в последние 5 лет в модификации 11-76 с шестицилиндровым двигателем. В основе "эмки" - модернизированная советскими инженерами конструкция Ford V8 1934 года с четырехцилиндровым двигателем. Автомобиль показал себя чрезвычайно надежным и проходимым, а также - что было чрезвычайно важно в военных условиях - неприхотливым.
Одним из лучших истребителей отечественных ВВС времен Великой Отечественной войны был Ла-5 конструкции КБ Лавочкина. В основе его конструкции лежит машина рубежа 1930-х и 1940-х ЛаГГ-3 с фюзеляжем из так называемой дельта-древесины. Летные параметры самолета были хороши, но требовался двигатель повышенной мощности. Его отыскали, приспособив вместо мотора водяного охлаждения "воздушник" мощностью 1700 л.с. вместо прежних 1200. Ла-5 на равных мог бороться с "Мессершмиттами" и "Фокке-Вульфами" люфтваффе, именно на этих самолетах, в числе прочих, летал Иван Кожедуб и Алексей Маресьев, прототип главного героя "Повести о настоящем человеке".
Тяжелые танки нового поколения ИС ("Иосиф Сталин") пришли на смену мощным КВ ("Клим Ворошилов"), появившимся еще до войны. Хорошее бронирование и приличные ходовые качества были дополнены мощнейшим 122-мм орудием, беспрецедентным для танков того времени. С ИСами Красная Армия вошла в Берлин; на вооружении Советской, а потом и Российской Армии эти танки стояли до 1995 года.
Московский трехтонный грузовик Зис-5 был одной из главных "рабочих лошадок" армии на протяжении Великой Отечественной войны. По грузоподъемности и проходимости он уступал лишь американскому "Студебеккеру", поставлявшемуся в нашу страну по ленд-лизу. Конструкция "Захара" - так его прозвали фронтовые шоферы - была простой и неприхотливой, не требовала (в отличие от немецких машин) квалифицированного сервиса. Эти качества в суровых боевых условиях оказались критически важными. ЗиС-5 продолжали выпускать в МОскве, а после на Уральском филиале завода, до середины 1950-х годов.
Разработанные компанией "Хеншель" в 1942 году тяжелые танки "Тигр" немедленно поступили в танковые войска гитлеровской Германии и были направлены на Восточный фронт, против СССР. Стоимость этого танка примерно вдвое превышала любые танки времен Второй Мировой. Однако тяжелый танк был необходим гитлеровцам, чтобы бороться с советскими КВ и Т-34, в бою с которыми не могли устоять немецкие танки предыдущих выпусков. На "Тигры" устанавливалась пушка калибра 88мм, превосходившая 85-мм орудие тяжелых советских танков. Именно для борьбы с "Тиграми" Красной Армии потребовался более мощный танк ИС-2.
Средние подводные лодки типа "Щука" строились в Ленинграде с 1932 по 1941 год (несколько последних вступили в строй уже после войны). Это дизель-электрические субмарины, отличавшиеся простотой и дешевизной в постройке, а также выдающейся живучестью и хорошей маневренностью. Из 44 "Щук", принявших участие в Великой Отечественной войне, 31 погибла.
Легкий командирский внедорожник с упрощенным кузовом, способный не только перевозить несколько человек и мелкие грузы, но и буксировать легкие орудия - концепция автомобиля, сформировавшаяся в ходе Второй Мировой войны. Самым удачным примером был американский "виллис", поставлявшийся по ленд-лизу и в СССР. Отечественные конструкторы в рамках этой концепции выпустили ГАЗ-67 - построенный с учетом испытаний "виллиса", но на платформе и по технологиям ГАЗ. Машина получилась вполне конкурентоспособной: в некоторых регионах России ГАЗ-67 использовались до 1990-х годов.
Впервые основной истребитель гитлеровской Германии был показан публике на церемонии открытия берлинской Олимпиады-1936. На тот момент это была прорывная, непревзойденная машина, превосходившая истребители всех вероятных противников Третьего рейха. Затем мощные, скоростные и высотные истребители, сравнимые с "Мессером", появились и в других странах с развитой авиапромышленностью - прежде всего, в Великобритании и США, а позже и в СССР. Однако до самого 1945 года Ме-109, переживший несколько модернизаций, оставался конкурентоспособным. На вооружении некоторых стран - прежде всего, Испании - "Мессеры" стояли до конца 1950-х годов.
Горьковская "полуторка" - прежде всего, в варианте ММ с шестицилиндровым двигателем - вывезла на себе все тяготы Великой Отечественной. Она не уступала в живучести "Захару" (ЗиС-5), а по маневренности и неприхотливости даже превосходила ее. В основе конструкции лежит грузовик Ford AA образца конца 1930-х годов. Грузовик, основательно модернизированный советскими инженерами, оказался чрезвычайно удачным и работал в народном хозяйстве еще десятилетия после войны.
Т-II - один из основных танков вермахта в 1941 году - был разработан еще в 1934 году. Как и советский Т-26, этот танк к началу боевых действий на Восточном фронте уже был устаревшим и никак не мог быть равным соперником Т-34. Впрочем, и Т-26 его превосходил по основным параметрам. Тем не менее, именно эти танки составляли 38% бронированной армады, устремившейся на Москву в 1941 году.
Грузовики Olep Blitz первого поколения выпускались в Германии с 1930 года и прошли модернизацию в 1937. Maultier - полноприводная полугусеничная модификация повышенной проходимости. Такой грузовик, например, мог забираться в гору с уклоном до 70%. Этот грузовик стал самым выпускаемым в Германии - произведено было более 82 тысяч экземпляров. На Восточном фронте он был не редкостью, поставлялся он в СССР и как трофей в первые несколько лет после войны.
Введенный в строй в 1939 году "Юнкерс-88" был одним из самых универсальных самолетов Второй Мировой. Он мог использоваться и как ночной истребитель, и как легкий пикирующий бомбардировщик, и как штурмовик. Впрочем, ни в одном из этих качеств он не был "мировым чемпионом".
Разработанный Фердинандом Порше в 1936 году легкий армейский внедорожник заднемоторной компоновки был фактически военной версией "Фольксвагена" - знаменитый "жук" проектировали в те же годы как автомобиль для счастливых немцев Третьего рейха. "Кюбельваген" выпускался до 1945 года, после чего военную машину сменила гражданская.
В Великой Отечественной войне на море довелось участвовать и кораблям, строившимся еще для прошлой Первой мировой войны. Таковы легкие крейсера типа "Светлана", заложенные в 1913 году. Головной корабль серии в 1940-е годы назывался "Красный Крым", а имя "Красный Кавказ" получил легкий крейсер, заложенный как "Адмирал Лазарев".

Вторая Мировая война была во многом войной техники, и Великая Отечественная — не исключение. На фонтах войны сошлись не только человеческая отвага и непреклонность, не только политические системы и общественные строи, но и технические школы. Для инженера и историка техники не составляет проблемы различить советскую и немецкую технику, а все вместе отличить от американской.